Июнь 1993 г.
Только «одно сердце знает… Я сошла с ума, я на самом деле сошла с ума!...» - воскликнула г-жа Малини. Я поинтересовалась, что повергло ее в такое состояние. Ее нервное возбуждение отражало все те противоречия, которые в ней происходили. Но волнующий момент приближается с каждым часом – скоро дитя должно увидеть свет. Честно говоря, я никогда не видела блистательную Хему Малини в таком напряжении. Она сказала: «Я не должна была ввязываться в это дело. То напряжение и головные боли, которые я пережила. Не стоят результата».
Будучи лично знакомой с Хемой, я имела возможность поговорить с ней. Слушая, что она мне говорила, думала: только обладательница такой прекрасной фигуры могла бросить подобный вызов. Хема добавила: «Но сейчас я становлюсь все более и более нервной. Закончатся одни сложности и сразу за ними начнутся другие. Боже мой, я, наверное, никогда больше не сделаю ни одного фильма…»
После этого она проглотила две таблетки. Я с удивлением спросила, какое заболевание ее беспокоит. «Нет, это просто болеутоляющие пилюли. Я вынуждена принимать их потому, что у меня болят колени. Видите ли, я каждый день очень много репетирую танцы».
Ребенок?.. Фильм?.. Танцы?... Вы, должно быть, уже совсем ничего не понимаете. Не беспокойтесь, просто мы назвали «ребенком» новую работу – фильм «Дил Аашна Хай». В котором Хема Малини выступила в качестве режиссера.
Вся эта история началась 12 июля 1991 года. Я наблюдала Хему Малини в процессе съемок, командующую: «Мотор!», «Приготовились!», «Вырезать!» Каждый член группы чувствовал, что даже под страхом смерти не должен ни на шаг отступать от указаний режиссера. Хема очень серьезно относилась к деталям. Что из того, что Дивья Бхарти сильно похудела? Ее костюмерша может подколоть ставший большим костюм, английскими булавками. Хема добилась практически невозможного, заставив Дивью полностью воплотить задуманное.
В ходе работы Хеме пришлось иметь дело с Сону Валиа. На протяжении всех съемок она играла неестественно. В конце концов, Сону, от природы одаренная актриса, была поставлена рядом с Димпл и Амритой. И здесь началось самое смешное.
Димпл, Амрита и Сону ненавидели друг друга
С самого начала совместной работы эти дамы не выносили друг друга. Что касается Димпл и Амриты, то известно: их связывает имя Сани Деола. В тот день, когда мы встретились, все трое сидели вместе в студии Свати. Тем не менее, когда они попали в дом Хемы Малини, полностью игнорировали друг друга. Амрита проворчала: «Когда я подъехала к дому Хема-джи, увидела Димпл, выходящую вместе с Сани, и дала ей понять, что просто ее не замечаю».
Димпл, которая подрезала волосы, взглянула на нее: «Не ври, я поклонилась тебе при встрече. А ты прошла мимо, задрав нос». Амрита была готова взорваться. «Посмотрите на эту сумасшедшую.
Да она себе сейчас глаза выколет ножницами». Сону Валиа воспользовалась представившейся возможностью: «По сути дела, только у нас с Динджи не было проблем. Правда, мы с ней объяснялись по поводу Винода. А вот Димпл ссорилась с Динджи».
В первый день съемок Димпл, Амрите и Сону предложили посмотреть, как танцует Дивья. Надо было видеть, как они себя вели. Димпл уселась в углу, Амрита забилась в другой, а Сону – в третий. В это время Дивья заперлась в гримерной. Когда у Хемы было все готово, она позвала девушек и приказала: «Это для вас чудесная возможность познакомиться поближе». Они, как дети, улыбались, глядя друг на друга… но лед не таял. Режиссер заметила: «Как вы думаете, что я с вами буду делать? В фильме вы – самые близкие подруги. Так, что вам придется их изображать» Сону с чувством ответственности заверила: «Не беспокойтесь, Хема-джи, мы хорошие актрисы». И обратилась к ним: «Действительно, ведь нам вместе еще не приходилось встречаться».
Это продолжалось долго. Выведенная из себя Хема собирала их снова и снова, высказывала требования в самых несдержанных выражениях. Я хочу, чтобы вы все трое как следует подружились сейчас же!» И сегодня они действительно вместе. Каждая звонит другой практически каждый день.
Кто здесь и кто ушел с Амитабхом, Винодом и Джитендрой?
Поначалу Хема хотела пригласить на роль Амитабха. «Да, я обратилась к нему, но он ответил, что должен подумать. Он не проявил большой заинтересованности, а я особенно и не настаивала. Это был бы интересный вариант, не правда ли? Хема Малини – режиссер Амитабха Баччана!» - рассмеялась она.
Амитабх внес ясность: «Да, Хема-джи действительно обращалась ко мне по поводу фильма. Мы два раза обсуждали этот вопрос. Но поскольку я принял решение некоторое время не сниматься вообще, должен придерживаться его».
Следующий выбор Хемы пал на Винода Кханна. К сожалению, он тоже не был заинтересован в съемках. Но вместо того, чтобы сразу об этом сказать, ввел ее в заблуждение. Подобное отношение пагубно сказалось на начинающем режиссере. «Я просто не могла начать съемки. Актеры хотели, чтобы я подождала, пока они решат для себя этот вопрос. Но я решила его сама!» Вот так получилось, что в состав исполнителей попал ее партнер Джитендра.
Почти каждый в киноиндустрии хотел бы поработать с Хемой Малини
«Да, это действительно так, - отметила Хема. – Все хотели бы поработать со мной. Все они постоянно приходили ко мне домой. Я и сама не знала, пришла со съемок или еще не уходила».
Вначале Пуджа Бхатт должна была играть роль Лайлы, дочери, а Амир Хан – ее друга. Но у обоих возникли осложнения, связанные с другими съемками. В конечном итоге Хема пригласила Дивью Бхарти и Шах Рух Хана. Позднее Амир извинился за то, что не смог сотрудничать: «Мне бы очень хотелось делать фильмы вместе с вами. Это было бы большим удовольствием».
Контракты также были подписаны с Вивеком Мушраном и Саифом. Но Вивек не знал, как сложится его расписание, а Саиф прилагал все усилия к тому, чтобы получить роль. Однако прежний руководитель уговорил его не принимать участия в фильме, режиссером которого является женщина. Хема договорилась с Шармилой Тагор из Дели.
Еще один человек, который покинул съемочную группу, - Джайя Прада. Она ушла из-за Винода Кханна. Как и Хема Малини, Джайя не знала будет он участвовать в съемках или нет. Еще рассматривалась кандидатура Джеки Шроффа.
Мадхави и Мохсин Хан присутствовали на церемонии представления, но не смогли приступить к работе над фильмом. У Мадхави тоже возникли затруднения с расписанием. Мохсин же улетел в Пакистан, и Хема Малини заключила контракт с Насиром Абдуллой. Она была удовлетворена выбором. «Он очень хорош! С тех пор, как я встретилась с ним, он постоянно приводит меня в восторг. Я решила даже переписать роль, чтобы она больше соответствовала его натуре».
Основное расписание в Джайпуре
В декабре меня пригласили к Хеме в Джайпур. К сожалению, в связи с забастовкой Индийской авиакомпании я попала на рейс лишь через несколько дней, да и то с трудом. Прилетели к ночи. Первые, которых я увидела, были Димпл, Амрита, Сону и Дивья, одетые в голубые с золотом наряды. Температура – около 5 градусов тепла. На площадке все ждали прихода Хемы, которая должна была распорядиться насчет упаковки вещей. Димпл осмелилась обратиться к Хеме: «Амма, уже 12 часов». «Хорошо, - согласилась Хема, - вы можете собираться, я закончила».
Удивленная Димпл сказала: «Не могу поверить! Амма, давайте снимем еще несколько сцен». «Да, Димпл, ты мне нужна для того, чтобы снять несколько близких планов, а остальные свободны». «Ох!» - воскликнула Сону и вышла. Дивья Бхарти выпорхнула, как мотылек: «Наконец-то! Больше мне не придется гримироваться! Утром я улетаю в Аджмир». Амрита подавила вздох облегчения: «Благодарю Бога, ведь я на ногах с шести часов утра!»
Закончив съемку с Димпл, Хема нашла время поговорить и со мной. «Вам нужно было приехать немного пораньше. У нас были очень красивые натурные съемки в Панкадж Удхас. У меня остался еще один день. По сути дела, мы закончили на два дня раньше намеченного срока. Видите, как быстро я умею работать!»
Хотя вечером группа закончила поздно, все были готовы к работе с раннего утра. Хема уже успела обсудить детали с ассистентами и операторами. Она готовилась к съемкам в самом прекрасном месте Джайпура – во дворце города.
Часть дворца находиться под опекой археологического общества и открыта для широкой публики, другая принадлежит Махарани Падмини и магарадже Бхавани Сингх и является частной резиденцией, куда посторонние не допускаются.
Правда, существует человек, для которого запрета не существует. Это – Хема Малини. Как рассказал магараджа, в его дворце был снят только один фильм –«Мугал-и-Азам». «Мы никогда не позволяли киношникам работать здесь.
Единственное исключение составляет госпожа Хема Малини». Последняя добавила: «Мы знакомы семьями, и когда я решила снимать в Джайпурском дворце, то позвонила Махарани и сказала об этом. Она немедленно согласилась. Когда я немного освобожусь, проведу вас по дворцу». Я с благодарностью согласилась на экскурсию с таким блистательным гидом. И все-таки, как ей удалось добиться расположения магараджи? Хема рассмеялась: «Просто я улыбнулась, и разрешение было гарантировано!»
На следующий день всем удалось немного отдохнуть, так как съемки были фактически закончены. Из-за сумятицы, которую создали представители Индийской авиакомпании в аэропорту Джайпура, я чуть было не отстала от группы. Мне не позволили пройти на посадку, поскольку служащий выдал на один посадочный талон меньше, чем было нужно. Хема задерживала рейс до тех пор, пока я не присоединилась ко всем. В салоне пассажиры смотрели на меня с раздражением, ибо вылет был отложен на 45 минут.
Дивья Бхарти прониклась моими переживаниями. «Теперь мы знаем, на что ты способна, - задержала вылет самолета». Но больше всех были взволнованы дочери Хемы, которые приехали на каникулы. Им непременно хотелось знать все подробности.
Димпл, Амрита и Сону разыграли Хему
Когда все трое снимались вместе, каждая умудрялась опоздать на съемочную площадку. Проходя мимо Хемы, поджидавшей у ворот, говорили: «Извините Хема-джи…» В ответ слышали: «Вы – опаздываете!» Конечно, тон, которым это было сказано, произвел должное впечатление. Весь день они старались загладить вину.
На следующий день Димпл, Амрита и Сону столкнулись в дверях в девять утра. Хема же еще не приехала. Наконец, Хема появилась и обратила внимание, что девушки смотрят на нее с особым интересом. Они встали и сказали: «Хема-джи, вам придется простоять в углу весь день в наказание за то, что вы опоздали!» И тут все, включая Хему, рассмеялись.
Через пару дней оснований для упреков оказалось больше. Они снимались вчетвером – Димпл, Амрита, Сону и Дивья в студии Свати. Шах Рух появился около семи вечера и сказал, что должен освободиться к десяти, поскольку жена ждет дома. Хема не стала вдаваться в объяснения. Она попросила актрис подождать в гримерных, пока закончит работу с Рухом. Они вышли недовольные. Управиться до десяти, конечно, не удалось. Димпл, Амрите и Сону пришлось сдерживать нетерпение. Когда их, наконец позвали на площадку, каждая выложили Хеме все, что о ней думала. Димпл, самая близкая подруга Хемы, сказала: «Амма, ты не должна была нас, ведущих исполнительниц, заставлять ждать столько времени». Амрита высказалась более определенно: «Да кто такой этот Шах Рух, чтобы заставлять нас ждать?» Хема извиняющимся тоном пыталась объяснить: «Вы должны меня понять, постарайтесь войти в мое положение!».
Ранее Шах Рух был занят в эпизоде с песней, которая звучала на фоне видов, отснятых в Джайпуре. Позже он вынудил Хему сократить время его съемок на три дня из-за других предложений. При этом присутствовал и постановщик танцев Оскар. Хема попала в очень сложное положение. Дивье пришлось согласиться , чтобы ее график тоже был переделан; она отказалась от съемок в другом фильме, чтобы не подвести Хему.
Раздраженная Хема объяснила: «Он хотел провести Рождество с женой, как будто она куда-нибудь убежит. Кроме того, он вовсе не католик. Даже Дивья оказалась куда более уступчивой в работе!» Дивья добавила: «Он уже второй раз нарушает все мои рабочие планы. Никак не могу понять, как можно так поступать!»
В конце концов Хеме удалось все уладить и продолжить съемку в Сильвасе около Назика.
Съемки в Новой Зеландии
Да, это действительно так – она вывозила всю съемочную группу в Новую Зеландию! Я тоже побывала в Арли, жила вместе с группой в общежитии на вершине горы в Милк Колони. Это был незабываемый день – настоящий пикник, где присутствовали Хема, Димпл, Амрита, Сону и Насыр Абдулшах. Необходимо было отснять две сцены. Для первой требовался мопед. Тот, который подготовили, не завелся. Разгневанная Хема разослала ассистентов в разные стороны на происки. Где-то через час нашли то, что было нужно. Режиссер объяснила Насыру задачу: въехать на газон перед общежитием, где в то время сидели Димпл и Амрита и дразнили Сону, заглядевшуюся на ездока. После репетиций Хема скомандовала: «Начали. Мотор!» Но Хеме что-то не понравилось, сцену пришлось повторить, и так несколько раз, пока съемка удалась.
Еще одно любопытное действие можно было видеть в пятницу, наблюдая за Хемой и Яшвантом. Ему пришлось нести зонтик от солнца над головой. Эта сценка была глубоко символической: Хема в жизни ушла далеко вперед, а Яшванта остался тем, кем был. Он шел, рассматривая пейзаж. Димпл высказалась по этому поводу, но Хема только рассмеялась.
Следующей по программе была сцена с песенкой на новый сюжет, а именно: «Как красиво все кругом…» Воспроизведем небольшой отрывок из состоявшегося разговора:
Амрита: «Расскажите ему, в каких прекрасных местах мы снимали в Карджате».
Димпл: «Нет, пожалуй, ты лучше сможешь рассказать, ведь к восклицаниям ты умеешь добавить даже несколько слов!»
Амрита: «Да, конечно! Мы снимали и записывали эту чудную песенку «Что за прекрасный уголок!»
Димпл: «Что за чудесное местечко!»
Амрита: «Все, что могла сделать Сону, так это показаться в кадре!»
Сону: «Амрита, не злословь. Как ты относишься к тому, чтобы прокатиться?»
Амрита: «Итак, после съемки Димпл, Сону, Саиф (он тоже был там) и я отправились на прогулку в его прекрасном автомобиле с открытым верхом. Димпл вела машину как лунатик, выделывая немыслимые зигзаги. Один дуралей попытался посигналить сзади. Неожиданно он перегнал нас, остановил машину, вышел и начал шуметь. Я предложила Димпл принять бой. К сожалению, нас оказалось только три с половиной человека, потому что Саиф сидел тихонько, как мышка, но зато Сону вела себя как настоящая бимбо…»
Димпл: «…И в это время она успела покрасоваться».
Амрита: «По существу, мы могли бы задать ему жару, но мой мышка-муж удержал нас».
Саиф: «Что же я мог сделать? Мне показалось, что вы втроем прекрасно справляетесь с ситуацией. К счастью, к месту происшествия подоспели члены съемочной группы».
Амрита: «Заткнись, мышонок!»
Сону: «По-моему, Димпл могла прикончить нас всех!»
Амрита: «Да, да, я сидела на заднем сиденье. Димпл вела машину. Но вдруг она неожиданно нажала на тормоз так, что я вылетела и оказалась на дороге. О, черт, я чуть не разбилась!»
Димпл: «Заткнись! Не ври, Динджи!»
Неожиданно Амрита погасила сигарету. Димпл и Сону последовали ее примеру. Они встали с видом полного внимания в тот момент, когда вошла Хема. «Вы готовы? Я готова. Давайте начнем». Все трое поклонились: «Да, Хема-джи».
Кульминация
Это была последняя съемка «Дил Аашна Хай», намеченная на май. Она проходила в Ферри Варф, в Докъярде. Присутствовал весь состав – Джитендра, Димпл, Митхун, Амрита, Сону, Назир, Дивья, Шах Рух, Раза Мурад, Кабир Беди и режиссер Хема Малини. Для одного сюжета потребовалась баржа, поскольку сцена должна была сниматься в середине потока. Но Хема просто отказалась подняться на нее. «Я в эту маленькую лодку не сяду. Я потеряю равновесие и упаду! Я буду наблюдать за вами с палубы корабля». Так она и поступила. С помощью бинокля Хема наблюдала за всем происходящим. Да еще при помощи мощного мегафона давала указания.
Пожалуй, если бы меня спросили, как же в конечном итоге получился этот фильм, я бы затруднилась ответить. Джитендра, Димпл и Амрита рассказали бы об этом лучше. Джитендра сказал: «Хема Малини – профессиональный режиссер. Ей удалось создать ансамбль из Димпл, Амриты, Сону, Дивьи и меня. Ей удалось то, что могла испугать других режиссеров». Амрита отметила: «Снимите шляпы перед этой женщиной. Ей удалось сделать блистательный фильм». Димпл выразилась так: «Мне бы хотелось еще раз поработать вместе с ней». Я же могу добавить, что Хема Малини справилась с очень нелегкой работой.
Вспоминая обо всем, что случилось во время съемок, можно согласиться с Хемой: «Это было равносильно рождению еще одного ребенка».
Кейт Д’Коста